Успех на экзамене

Эксперт — Ольга Камакина, кандидат психологических наук, зам. директора МОУ ГЦПМСС
Успех на экзамене

 

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда из двух примерно одинаковых по уровню знаний школьников один почему-то получает результат выше, чем другой. Почему же это происходит? Как самому стать успешным и получить хороший результат на экзамене?

Каким по счету лучше идти сдавать экзамен?

Все школьники разные, кому-то легче идти первым, отстреляться, иначе можно перегореть, и не справиться с напряжением; а кому-то необходимо собраться с мыслями, посмотреть на то, как принимают экзамен, послушать от уже ответивших, какие вопросы задают преподаватели. Есть преимущества, как у тех, кто идет в начале, а именно: комиссия может собраться еще не вся, преподаватели могут входить-выходить, решая какие-то свои дела, они еще не устали и могут дать Вам побольше времени для ответа. Существует учительский стереотип: «Сильные идут первыми».

 У тех, кто идет в конце: преподаватели уже устали, поэтому невнимательно слушают, могут не обратить внимание на какие-то неточности в ответе, им хочется уже закончить экзамен, поэтому могут ускорить процесс сдачи.

Как общаться с экзаменаторами?

Экзаменаторы бывают разные: доброжелательные и не очень, ироничные, напряженные, требовательные Конечно, Вы должны быть доброжелательны, уважительны, спокойны со всеми. В чем это может проявляться?

  1. Начать общение лучше с уважительного приветствия экзаменатора.
  2. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то лучше не только посмеяться, но и поддержать его шутку.
  3. Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замечания, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.
  4. Если Вы чувствуете, что делают необъективные замечания, то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в незнании, а в недостатке времени для подготовки ответа.
  5. Если Вы чувствуете, что задан провокационный вопрос, то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.
  6. Если экзаменатор много дополняет Ваш ответ, то у него может сложиться впечатление, что отвечал он, а не Вы. Поэтому соотношение ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах – 80% Вы, 20% экзаменатор.
  7. Если Вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно преподаватель вовлечется в дискуссию, во время которой вы выясните, чем он недоволен, и попробуете наверстать упущенное.
  8. Если вы чувствуете, что экзаменатор устал, постарайтесь отвечать четко, логично, без излишних отступлений, не выходя за регламент времени.

Как произвести хорошее впечатление на комиссию?

Отвечая на экзамене, очень важно какое впечатление Вы произведете на комиссию, ведь первое впечатление может повлиять на полученный результат. Только войдя в аудиторию или класс, о Вас можно уже составить какое-то мнение. На что же могут обратить внимание члены комиссии?

  1. На одежду, поэтому в одежде желательно избегать кричащих цветов, фасонов, лучше всего будет выглядеть деловой стиль одежды, обуви, спокойный макияж для девушек; одежде должна быть чистой и аккуратной.
  2. Уверенно или неуверенно вы выглядите. Подгибающиеся колени, сутулая осанка, суетливость, дрожащие руки, нервозность – признаки, вызывающие недоверие. Уверенно выглядит школьник с хорошей осанкой, спокойной речью, жестами.
  3. Иногда могут мешать привычные движения, которые сам человек совершает неосознанно: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, снимание и надевание очков, откидывание челки со лба и др. Важно понаблюдать за собой, есть ли такие движения у Вас и постараться их контролировать.
  4. Стоит ли смотреть на членов комиссии при ответе? Контакт глаз, конечно, важен. Лучше смотреть на доброжелательных членов комиссии, которые расположены к Вам. Но не нужно фиксировать взгляд только на одном человеке, он может почувствовать себя не комфортно.

Как построить свой ответ?

Любой устный ответ уместно начать с приветствия и обращения к комиссии. Достаточно будет уверенно представиться, назвать номер билета. Очень важно понять структуру ответа, в каждом вопросе, как правило, заявлены какие-то понятия, термины и связи между ними. Начать лучше с объяснения самого вопроса, тогда комиссии будет понятно, что вы умеете мыслить, понимаете главные понятия, которые дальше будете раскрывать. Хорошо, если свой ответ можете разнообразить 2-3 примерами дат, цитат, фактов В заключении ответа обязательно должен прозвучать краткий вывод по всему сказанному, можно вернуться к началу и еще раз обозначить те мысли, с которых Вы начали.

Если полностью вопрос не знаете, а знаете только часть, рассказывайте то, что знаете, только не молчите. Ведь членам комиссии важно увидеть и Ваш кругозор. В ходе ответа можно опираться на Ваши записи, но не читать с листа, а периодически подглядывать, лучше все-таки говорить самому. Могут задать дополнительные вопросы. Можно минутку подумать, дать себе возможность сосредоточиться и отвечать. Когда отвечаете, наблюдайте за реакцией членов комиссии, кивают, улыбаются, соглашаются, значит, Вы в правильном направлении; если сомневаются, хмурятся, постарайтесь перестроиться по ходу ответа: есть и другие точки зрения., можно рассмотреть и по-другому Комиссия легко воспринимает, когда отвечают громко, спокойно, в умеренном темпе, с хорошей дикцией, без слов-паразитов.

Экзаменационный стресс

Экзаменационный стресс

Экзамен – испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах.

Волнение  перед экзаменом

Волнение перед экзаменом

Как справиться с волнением, сделать так, чтобы волнение не мешало проявить себя, показать с лучшей стороны и в ситуации экзамена, и в других ответственных жизненных ситуациях?