Каждый день мы приобретаем какие-либо товары и получаем разнообразные услуги. Отношения между покупателем и продавцом товара регулируются законом о защите прав потребителей.
Какие права ты имеешь в этой сфере и как их можешь реализовать. Что делать, если тебе продали некачественный товар или оказали некачественную услугу. Об этом и других вопросах защиты прав потребителей поговорим в этой статье.
Что такое качество товара (работы, услуги)?
Покупая товары в магазине или получая услуги, ты имеешь право на качественное их оказание.
Качество товара (услуги) должно соответствовать договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать тебе товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Какие права я имею в случае покупки некачественного товара?
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору ты вправе:
— потребовать замены на товар этой же или другой марки;
— потребовать соразмерного уменьшения цены товара;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (если это возможно),
— потребовать возмещения твоих расходов на исправление недостатков (если, например, ты отремонтировал товар за свой счет);
— потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом ты сам вправе определить, каким правом из вышеперечисленных тебе воспользоваться.
Некачественная услуга… На что имею право?
При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) ты вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи или повторного выполнения работы,
— возмещения понесенных тобой расходов по устранению недостатков выполненной работы (если ты устранил недостатки самостоятельно или с помощью других лиц),
— полного возмещения убытков, если недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.
Ты также вправе потребовать возврата денежных средств, если обнаруженные недостатки являются существенными.
Что делать если я приобрел товар (мне оказали услугу) ненадлежащего качества?
В случае обнаружения недостатков товара (работы, услуги) ты имеешь право обратиться с вышеуказанными требованиями к продавцу (исполнителю).
С требованиями о замене товара, устранении недостатков, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной суммы ты можешь обратиться также к изготовителю товара или импортеру.
Тебе необходимо составить претензию в письменной форме в двух экземплярах, в которой указать, когда товар был приобретен (оказана услуга), в чем заключается недостаток товара (работы, услуги) и когда он был тобой обнаружен, также укажи требование, которое ты предъявляешь продавцу (исполнителю). Один экземпляр претензии отдай продавцу (исполнителю), на втором тебе должны поставить дату и подпись о принятии претензии.
Если у тебя не сохранился чек, то это не может быть основанием к отказу в удовлетворении твоих требований. Ты можешь доказать факт приобретения товара именно у этого продавца с помощью свидетельских показаний.
В случае если у продавца появятся сомнения в причинах возникновения недостатков товара, он вправе произвести экспертизу, но только за свой счет.
Все утверждения о том, что экспертизу должен производить ты, незаконны. Если же продавец уклоняется от проведения экспертизы, ты можешь провести ее за свой счет, в последующем продавец обязан возместить тебе ее стоимость.
Обмен товара надлежащего качества?
Ты имеешь право обменять также качественный товар на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел тебе по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Условиями обмена таких товаров являются следующие:
— это должен быть непродовольственный товар,
— обмен можно осуществить в течение 14 дней с момента покупки,
— товар не был в употреблении,
— товар не входит в группу товаров, не подлежащих обмену, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Какие сроки установлены для удовлетворения требований потребителя?
Твое требование о замене некачественного товара на товар надлежащего качества подлежит удовлетворению в 7-дневный срок.
Если требуется проверка качества товара – в течение 20 дней. Если аналогичный товар отсутствует в магазине в момент обращения с претензией – в течение 1 месяца.
Требования об уменьшении цены товара (работы, услуги), возмещения расходов на их исправление, возврате уплаченной денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней с момента обращения.
Требование об устранении недостатков работы (услуги) удовлетворяется в разумный срок, который устанавливаешь ты сам.
А требование о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи, повторном выполнении работы удовлетворяется в срок, установленный договором.
В случае просрочки удовлетворения твоих требований продавец (исполнитель) обязан выплатить тебе неустойку (пени).
Нормативная база:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»