Как воспитать, «поднять» ребенка?

Эксперт — Александра Монахова, педагог-психолог высшей категории
Как воспитать, «поднять» ребенка?

Рассмотрим понятие воспитания в широком смысле, с точки зрения того, как «поднять», «вырастить», сына или дочь. Важными принципами успешности в этом вопросе являются изначальность и постоянство. Подразумевается, что внимание всестороннему становлению ребенка следует уделять сразу с момента его рождения и на протяжении всей последующей его  жизни.
Исключаются такие, например,  подходы: уделять воспитанию два часа в день, воспитывать по телефону или другим средствам связи и прочее.


Ребенок – не маленький котенок или обезьянка, которых можно просто дрессировать. Воспитание, становление – не примитивная дрессировка или натаскивание, а жизненный, каждодневный, постоянный процесс. Все способы, используемые Вами в этом процессе должны опираться на любовь к ребенку и  его активное участие в жизни семьи, иначе получится, что ребенок это не более чем результат, продукт вашей семейной жизни. Воспитание нечто другое, чем сделать капитальный ремонт в ванной.
Этот процесс распространяется на все сферы жизни: здоровье, нормы поведения, умственную деятельность.
 

Раздумья о здоровье

Здоровье – это не просто отсутствие болезни, а состояние физического, психического и социального благополучия. Достигается высокий уровень здоровья поддержанием  на должном уровне всех его составляющих. Как обеспечить достижение высокого уровня здоровья у ребенка?
Правила и пути обеспечения всех составляющих благополучия человека просты и известны. Это занятия спортом, закаливание, гигиена, правильное питание (физическое благополучие); умение правильно оценивать окружающую обстановку и адекватно на нее реагировать (психическое благополучие); способность занять  надлежащее место в обществе (социальное благополучие).
Важно, чтобы эти правила прививались маленькому человеку с момента его рождения. Ведь даже для грудного ребенка нужны и полезны соответствующие его возрасту гимнастика, воздушные и водные процедуры, смена белья, налаженное по графику питание. Необходимо с раннего возраста прививать малышу понимание того, что слезы и истерики – это не лучшая реакция на неприятности, стремиться поддерживать у ребенка хорошее настроение как основную форму психического состояния. Для вашего сына или дочери важно быть окруженными заботой и вниманием, чтобы у них вырабатывалось позитивное восприятие действительности, соответствующая такому восприятию реакция на окружающих, что в дальнейшем будет способствовать успешному налаживанию отношений со сверстниками, определению своего места среди них.
Соблюдать эти правила следует неуклонно и постоянно.
 

Если ребенок заболел

Никто не застрахован от болезней. Любой человек, в том числе и маленький ребенок, может заболеть в результате простуды или инфекции. Как себя вести, если ребенок заболел? Казалось бы просто: обратись к врачу и следуй его рекомендациям. Так ли это просто?
Конечно, при заболевании малыша основное правило – это обращение к врачу и выполнение его предписаний. Но и сами молодые родители должны иметь представление о том, как и за счет чего лечатся те или иные заболевания. Ведь зачастую устранить простуду на ее начальной стадии можно за счет «народных средств»: прогревание, горячее молоко, малиновое варенье и прочее. Необходимо иметь представление о простых лекарствах, приобретаемых в аптеках без рецептов (болеутоляющее, жаропонижающее и т.д.).  Важно научиться эти средства применять сначала под контролем опытных людей. Ну и самое главное – процесс лечения (предписанный или проводимый самостоятельно) должен быть доведен до конца с запасом. Лечение не должно прекращаться сразу после, например, снижения температуры, пропадания явных признаков простуды (кашля, насморка). Обязателен период продолжения лечения, постепенного снижения применяемых средств и перехода к обычной здоровой жизни.
Будьте терпеливыми и выдержанными при лечении детей, не торопитесь снижать контроль за ними, иначе болезнь может возобновиться.
 

Как научить ребенка правильно себя вести

Часто можно услышать такие слова о детях:   «Это воспитанный ребенок, он умеет правильно себя вести». Что подразумевается под этим? Как научить ребенка правильно себя вести?
Общение людей регулируется определенными (социальными) нормами. К ним относятся и общепринятые правила поведения, предписывающие взаимоуважение, соблюдение порядка в общественных местах, достойное поведение во взаимоотношениях с людьми и прочее.
Соблюдение таких норм должно прививаться человеку с ранних лет. Достигается это разъяснением маленькому человеку его правильных или неправильных поступков с использованием понятий «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» и других. Объяснения должны быть доступными, касаться самых разных моментов поведения. Например, того, что нельзя обижать младших, бить животных, мешать занятым родителям; следует мыть руки перед едой, убирать за собой посуду, наводить порядок в своей комнате; можно резвиться на лужайке или на стадионе, громко петь и кричать, когда это не мешает другим и прочее.
Главное, чтобы разъяснения были понятными, убедительными, последовательными и постоянными.
 

Интеллектуальное (умственное) развитие

Самыми простыми определениями умственного развития человека являются слова «умный» и «глупый», дающие противоположные оценки этому качеству. Конечно, положительная оценка – «умный». Но умным человек становится не сразу, а в процессе своего развития. Правильное интеллектуальное развитие закладывается с ранних лет.
Для умственного развития ребенка с ним надо серьезно и продуманно общаться с момента рождения. Ведь только через общение можно разъяснять малышу все непонятное для него. Чем глубже, шире и быстрее маленький человек будет разбираться в непонятных для него предметах и явлениях, тем быстрее и качественнее пойдет процесс его умственного развития, тем умнее он будет становиться. Поэтому начинать серьезно разговаривать с ребенком надо тогда, когда сам он еще не говорит. Начнет задавать вопросы – подробно и доступно отвечать на них. Станет спорить – убедительно разъяснять его правоту или заблуждение. Еще до школы желательно научить малыша счету и чтению. Следует внимательно прислушиваться к советам и выполнять рекомендации воспитателей детских садов, учителей школ.
Процесс сопровождения родителями умственного развития ребенка должен быть постоянным, поддерживающим и стимулирующим.
 

При отклонениях от обычного

Случается, что в развитии ребенка возникают особенности, не свойственные другим «обычным» детям. Как поступать в подобных случаях?
Отклонения могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, у малыша могут быть отмечены физические особенности: необычайная гибкость или сила, или, наоборот малоподвижность. Возможны проявления необычных способностей в счете, музыцировании, живописи или, напротив, задержка в освоении уже доступных сверстникам счета и чтения.
При возникновении таких отклонений необходимо правильно реагировать на них: положительные развивать, а с отрицательными бороться, преодолевать.
Главными моментами в таких случаях являются: своевременное обнаружение отклонений;  «ненадумывание» несуществующих недостатков или талантов, а консультация со специалистами в непонятных для родителей ситуациях.  
 

Проблемы воспитания

Проблемы воспитания

Известный педагог, отвечая на вопрос родителей о времени начала воспитания их 3-х месячного ребенка, ответил, что они опоздали на три месяца

Рождение ребенка - ответственное решение

Рождение ребенка - ответственное решение

Решение завести детей – это серьезный и ответственный шаг. Оно должно приниматься обдуманно, взвешенно, обязательно на основе взаимного согласия

Планируем быть родителями

Планируем быть родителями

Вы счастливая влюбленная пара и мечтаете о появлении здорового малыша! О чем следует знать до того, как наступит волнующий момент и доктор поздравит вас с тем, что в вашей семье будет пополнение.