На своем жизненном пути человек принимает решения, выполняет поставленные задачи, достигает цели, стремится к мечте.
Для чего, что его заставляет?
Почему человек действует и действует определенным образом?
Человек бросает вполне благополучную городскую жизнь – квартиру, работу – и отправляется жить в отдаленную деревню. Почему?
Девушка вдруг разрывает отношения с любимым человеком. Почему?
Любые поведение, поступки, слова, действия человека чем-то определяются. Именно вопрос «Почему человек так действует?» направлен на поиск причин его поведения — его мотивов и потребностей.
Потребность — это состояние нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать.
При нехватке пищи – потребность в пище. При нехватке любви – потребность в любви. Потребность — это необходимое условие любой деятельности, любого поведения.
Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности.
Например, девушка посещает фитнесс-зал. Каковы могут быть мотивы поведения? Стремление иметь хорошую фигуру, стремление познакомиться с достойным мужчиной.
Потребности, стоящие за этими мотивами могут быть разные, а может быть одна — потребность в общении, например.
А какие потребности есть у человека?
Большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно разделить на первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные потребности, или просто потребности.
Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.
Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются с опытом.
Среди них заметное место занимают социально- психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.
Что такое мотивация?
Вы с удовольствием ходите на лекции в институте или на работу! Значит, у вас есть мотивация к учебе или к той профессиональной деятельности, которую вы выполняете.
Мотивация — это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности.
Причем, зачастую менее способный, но более замотивированный студент (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ. Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.
Для чего можно действовать?
Ради чего вы смогли бы начать действовать — учиться, работать, ехать, идти.
- Чтобы доказать окружающим, что ты чего-то стоишь, чтобы тебя уважали и ценили. (Мотив самоутверждения).
- Чтобы влиять на других людей, руководить, определять и регламентировать их деятельность и поведение. (Мотив власти).
- Чтобы быть таким же, как твой кумир. (Мотив идентификации).
- Чтобы проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. (Процессуально-содержательные мотивы).
- Чтобы полностью реализовать свои способности и ощутить свою компетентность. (Мотив саморазвития).
- Чтобы достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. (Мотив достижения).
- Чтобы иметь возможность общаться с определенными людьми. (Мотив общения).
- Чтобы избежать неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. (Негативная мотивация).
- Для того, чтобы получить одобрение со стороны других людей. (Мотив одобрения).
- Потому, что испытываешь долг, ответственность перед определенными людьми. (Общественный мотив).