От того, что человек думает о себе, зависит его жизнь. Чем лучше мы понимаем себя, точнее оцениваем себя, тем увереннее и надежнее делаем два главных выбора в жизни – профессии и семьи.
От того, что человек думает о себе, зависит его судьба? Да!
Итак, «Я от себя такого не ожидал. Зачем я это сделал?», «На что я способен? Что я могу?», «Почему мне всегда не везет?». Уверена, что подобные вопросы о себе возникали или возникнут у каждого из вас. И от того, какие ответы вы найдете, зависит ваша жизнь и два ее главных выбора – профессии и семьи.
Почему? Во-первых, на основании того, каким человек себя видит, он строит свое поведение. Если в его «Я» запрограммировано, что он умный, способный человек, то он может побороть лень, добиться успеха, получить образование для того, чтобы его подтвердить. Во-вторых, исходя из того, что человек думает о себе, он ожидает будущее. Если человек верит в свое умение вовремя сосредоточится, то предстоящая ответственная встреча, собеседование или экзамен не вызывают страха, и он уверен, что сможет справиться с любым вопросом. И, наконец, в-третьих, через представление о себе люди объясняют отношение к себе окружающих и выстраивают эти отношения. Представьте, девушку, которая считает, что она некрасива. Если молодой человек на вечеринке окажет ей знак внимания, то она посчитает это насмешкой и убежит от общения. А если это была ее судьба?
А какой Я?
Выполните простое задание. Возьмите листок бумаги, потратьте несколько минут и прямо сейчас напишите ответ на этот важный вопрос: «Какой я?».
Умный? Добрый? Веселый? Раздражительный? Хороший друг? Перечисляйте все качества, способности, умения, которые можете отнести себе (кстати, не обязательно только положительные). Не стесняйтесь, вы ведь отвечаете СЕБЕ. Какой список получился? Кто-то для собственной характеристики набрал десять качеств и свойств, кто-то двадцать, тридцать, а некоторые, возможно, и больше. Количество набранных качеств показывает то, насколько глубоко вы задумываетесь о себе.
Все ли из того, что вы отнесли к себе, вам нравится? Было бы странно, если бы это было так. А что не нравится? Отвечая на этот вопрос, вы определяете, насколько высоко или низко вы себя оцениваете.
Почему мы оцениваем себя так, как оцениваем?
Кто-то уверен в собственной ценности, одобряет те свойства, способности, умения, которые приписывает себе. А кто-то считает себя хуже других, которые более красивы, умны, способны. Не рождаемся же мы с таким отношением к себе. Я перечислю то, что влияет на отношение человека к себе, а вы подумайте, что же в большей степени оказывает влияние на вас.
1. Сравнение себя с другими людьми. Человек оценивает себя, сравнивая свою внешность, достижения, имущественное положение с другими людьми. Опасность! Другие живут в других условиях, для них сравниваемые характеристики могут быть средством существования. Например, как для модели на подиуме длина ног, объем бедер, размер глаз. А если эта модель становится объектом для сравнения, то у девушки может сформироваться крайне негативное отношение к себе.
2.Успешность выполнения значимой деятельности. Если человек успешно выполняет то, что ему нравится (Важно! То, что ему нравится) делать или то, что выделяет его из окружающих, его самооценка повышается, растет самоуважение.
3. Впитывание мнений других людей. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Не все, конечно, но мнение тех, которые для него ценны – родители, учителя, друзья. Опасность! Другие могут быть необъективны.
Любовь и отношение к себе. Есть ли связь?
(Уважай себя, верь в себя, и ты завоюешь любовь. Любовь другого человека может привести и к росту, и к снижению самооценки.)
Да, конечно. Когда человека любят, в нем видят, прежде всего, положительные качества, положительно оценивают его поступки. Если этот любящий значим и любовь взаимна, то человек «впитывает» то, что говорит и делает для него любящий и при этом расцветает, его самооценка возрастает и это сказывается в разных сферах жизни. Он начинает ставить перед собой цели, о которых ранее и не думал.
Но может любовь другого человека привести к снижению самооценки? Да, может. В том случае, если ценность другого человека минимальна. Например, в девушку влюбился парень, которого никто не принимает всерьез. У нее может возникнуть мысль: «Только такие никчемные мужчины и обращают на меня внимание». Соответственно самооценка снижается. Безответная любовь к другому человеку также может привести к снижению самооценки. Девушка, например, начинает думать о себе так: «Раз я ему не нужна, значит, я не совершенна, мне что-то недостает».
С другой стороны, человек с положительной самооценкой быстрее способен завоевать любовь, потому что не стесняется проявлять свои способности – он уверен в том, что они будут оценены окружающими. Он активен, настойчив. Это действительно привлекает к нему внимание.
Зависит ли семейное счастье от отношения к себе?
Безусловно. Самооценка определяет уровень притязаний в выборе партнера для брака. Представим ситуацию, что девушка или юноша не верят в в свою привлекательность, способности. Проявление внимания к ним со стороны любого человека воспринимается как благо, отсюда скоропалительные решения о создании брака с мыслью «Если сейчас не создам семью, то вдруг потом никому буду не нужен». Конечно, потом всякое бывает. Брак может быть удачным. Но вероятность счастливого брака при такой мотивации меньше, чем при какой-либо другой. Вспомните примеры из жизни, фильмов, книг, когда муж говорит приблизительно так: «Будь благодарна, что взял тебя в жены, а то сидела бы в старых девах». Через такие или подобные выражения идет подкрепление низкой самооценки.
С другой стороны, положительное отношение к себе расширяет возможности в выборе партнера, делает выбор более осознанным, продуманным, взвешенным. Соответственно при этом брак становится более прогнозируемым и счастливым.
Могут ли родители изменить отношение ребенка к самому себе?
Они являются главным источником формирования определенного отношения к себе на самых ранних этапах развития ребенка. В конечном итоге от них зависит, какбудет относиться к себе их сын или дочь. Психологами было установлено, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, их интересом к его друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказываниям ребенка. В частности, выделено три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки:
- безусловное принятие родителями ребенка;
- установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;
- предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах.
Особенно следует подчеркнуть необходимость, с одной стороны, строгого контроля, а с другой — теплого отношения к ребенку и его внутреннего принятия. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей, растущих в атмосфере тепла и доверия, развивается более высокая самооценка. Если душевное тепло и поддержка в основном исходят от матери, у ребенка преимущественно развивается ощущение собственной ценности, если — от отца, то это скорее влияет на позитивность самооценки в плане компетентности и эффективности воздействия на окружающий мир.
А можно как-то самому изменить отношение к себе?
Вы понимаете, что у вас низкая самооценка. Предлагаю попробовать выполнить следующие задания-упражнения.
Упражнение 1.« Я в глазах другого».
Упражнение выполняется в несколько шагов.
- Шаг 1. Вспомните, пожалуйста, человека, который вас любит или хорошо к вам относится. Такой человек обязательно есть в вашем окружении.
- Шаг 2. Представьте этого человека как можно более четко. Попробуйте представить себя на месте этого человека.
- Шаг 3. А теперь его глазами взгляните на себя. Что ему в вас нравится, за что он вас любит, чем вы ему симпатичны? (Это не очень просто, но постарайтесь и наберите, по крайней мере, 7 особенностей, которые делают вас привлекательным в глазах другого).
- Шаг 4. Какие качества вы набрали? Доброта, скромность, настойчивость, обаяние, умение готовить, чувство юмора, готовность придти на помощь,.? Сейчас вам предстоит согласиться с тем, что эти качества, умения характерны для вас. Для этого проговорите: «Да, я настойчивый, да, я (приведите примеры, которые подтверждают данное качество. Можно один пример, но лучше несколько»
Упражнение 2.
Это задание направлено на то, чтобы помочь себе лучше осознать возможности регулировать свою повседневную жизнь. Вам предстоит интересная работа, выполняя которую вы поймете, как многое вы можете. Раз в неделю, например, в понедельник вечером, вы будете отвечать на следующие вопросы:
- Что было главным событием на этой неделе?
- Кого тебе удалось лучше узнать за эту неделю?
- Что важного о себе ты узнал на этой неделе?
- Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?
- Чем эта неделя могла быть для тебя лучше?
- Выдели три решения или выбора, сделанные тобой за эту неделю. Каковы результаты этих решений?
- Строил ли ты на этой недели планы по поводу каких-то будущих событий?
- Какие незаконченные дела остались у тебя с прошлой недели?