Комплименты имеют чудодейственную силу – они могу сделать другого счастливым. Правда это относится к комплиментам, которые сделаны правильно. Далеко не каждый человек может говорить комплименты и далеко не каждый может их достойно принять. Иногда комплименты вызывают отрицательные эмоции и приводят к охлаждению в отношениях.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Помните эти замечательные строки Булата Окуджавы?
И как он прав!
Зачем говорить комплименты
Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда кто-то замечал и отмечал ваши достоинства и успехи. Вспомните, как менялось ваше отношение к человеку, в зависимости от того, насколько приятные вещи он говорил. Комплименты дают возможность понять человеку, что он замечен и оценен, а это является одной из самых важных человеческих потребностей. Комплименты также позволяют человеку чувствовать себя более уверенным, что в свою очередь, создает условия для жизненного успеха. Комплименты помогают людям чувствовать себя более защищенными, испытывать удовлетворенность жизнью, позволяют создать дружескую атмосферу, создают доверие между людьми. В общем, по моему глубокому убеждению, комплименты – это одна из очень мощных предпосылок для счастья.
Почему комплименты не говорят?
Некоторые люди делают комплименты легко и свободно, другие (и таких немало) испытывают настоящие мучения перед тем, как сказать другому комплимент. Почему, что им мешает? Может быть, зависть , может быть опасение, что другой зазнается, может быть страх поставить другого в неловкое положение ,а, может быть страх быть отвергнутым, а может быть и неумение. Конечно, для того, чтобы говорить комплименты, вызывающие у другого радость, гордость, удовольствие, необходим определенный навык. Поэтому, совершенно необходимо принять за правило делать комплименты окружающим нас людям, и не только близким и значимым, и продавцу в магазине, мастеру в парикмахерской, если вы видите, что они качественно выполняют свою работу.
Когда комплимент вызывает отрицательные эмоции?
Я уверена, что каждый из нас хотя бы раз испытывал раздражение, обиду или злость, когда слышали вроде бы комплимент в свой адрес. Или, наоборот, наши, казалось бы, добрые слова, сказанные другому человеку, вызывали у него отрицательные эмоции. Давайте разберемся, выясним основные ошибки, которые делают люди, говоря комплименты:
- Лесть. Есть большая разница между комплиментом и лестью, эту разницу чувствуют большинство людей. Давайте исходить из того, что лесть равна лжи. Комплименты могут приукрашивать истину, но не должны ей противоречить.
- Общие слова, неконкретность. Например, «Хорошо выглядите».
- Неопределенность, возможность различных трактовок.Например, на следующий день после вечеринки «Ну, вчера ты был неподражаем!»
- Неискренность. Например, при встрече с подругой похвалить прическу, которая вам совершенно не нравится.
- Чрезмерность, преувеличение, когда комплимент превращается в хвалебную речь.
- Навязчивость. Человек говорит комплименты так часто и много, что это вызывает подозрения.
- Неуместность. Комплимент говорят не в том месте и не в то время. Например, когда человек чрезвычайно торопится, его останавливают и говорят о необычной прическе.
- Банальность, стереотипность.Типичный пример, «Как вы замечательно выглядите».
Как же следует говорить комплименты?
- Не забудьте о значении несловесных компонентов, четко себе представьте, каким тоном будете говорить слова. Самый хороший комплимент не окажет желаемого действия, если его произнесете сквозь зубы или с насупленными бровями.
- В комплименте говорите не только, ЧТО вам нравится в другом человеке, но и ПОЧЕМУ. Например: «Мне нравится ваша прическа. Она отлично оттеняет ваши глаза».
- Если вы хотите усилить свои слова, сделать комплимент конкретному собеседнику индивидуально, Обращайтесь к человеку по имени. Например: «Ольга, мне нравится ваша прическа. Она отлично оттеняет ваши глаза».
- Не говорите комплименты, если вы рассчитываете что-то получить от вашего собеседника. Помните лесть = лжи.
-
Не отвечайте одинаковым комплиментом на сделанное вам признание. Например:
– «Татьяна, у тебя очень симпатичная блузка!»
– «У тебя тоже неплохая…»
Это выглядит так, будто вам нечего сказать и вы вынуждены хоть как-то ответить. - Используйте контраст. Для того, чтобы вас было невозможно заподозрить в неискренности, говорите комплименты другому на контрасте с самим собой. Скажите, что у вас никогда не получается быть столь пунктуальным, как коллега.
- Избегайте слишком преувеличенных сравнений, говорите о простых и очевидных вещах, не принижая своего достоинства. Комплимент уверенного в себе человека, осознающего свои недостатки и умеющего отмечать чужие достоинства, ценится гораздо выше.
- Говорите то, что от вас хотят услышать. Когда люди совершают какие-либо поступки, они ждут одобрения от окружающих. Дайте им возможность наслаждаться собственным успехом.
Помогите человеку принять комплимент
Вы наверняка встречали немало людей, которые просто не в состоянии принять даже абсолютно искренний комплимент из-за скромности, заниженной самооценки или просто потому, что не знают, как реагировать иначе. Существуют приемы, благодаря которым подобному человеку будет легче согласиться с комплиментом, а вам будет легче его сказать. Один из них заключается в том, чтобы следом за комплиментом сразу же о чем-либо спрашивать собеседника. Услышав комплимент, вашему собеседнику вместо того, чтобы смущаться, придется просто поблагодарить вас и ответить на вопрос. Например, «Ольга, какая у тебя красивая прическа, она отлично оттеняет твои глаза. Как тебе удалось так удачно выбрать стиль?»
Второй прием – это косвенные позитивные высказывания. При таком типе комплимента ваши слова или действия призваны продемонстрировать восхищение, хотя и выраженное неявно. Например, когда вы просите совета у женщины, то тем самым косвенно даете ей понять, что ее мнение чрезвычайно ценно.
Как принимать комплименты
Да комплименты нужно уметь принимать так, чтобы другому было приятно их делать. Если вы начинаете отрицать сказанные вам комплименты, принижать себя, повторять ответные комплименты, то это неблагоприятно повлияет на развитие отношений. Наоборот, когда вы смотрите собеседнику в глаза и отвечаете позитивно, он наверняка будет чувствовать себя в вашем обществе комфортно. Если он искусно сопровождает сказанный комплимент вопросом, вам остается лишь улыбнуться, поблагодарить и отвечать. Если нет, то все равно улыбнитесь, поблагодарите и можете сказать, что вы почувствовали. Например:
– Ольга, какая у тебя красивая прическа, она отлично оттеняет твои глаза.
– Благодарю, мне приятно, что вы это заметили.
Умение принимать комплименты покажет людям, что вы хороший, открытый человек. Отрицание комплимента всегда производит впечатление, что вам не нравится человек, сказавший вам добрые слова.
Литература:
- Аллан Пиз, Алан Гарнер «Язык Разговора»
- Ю. Г. Тамберг «Как научиться говорить комплименты»
- Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
- allwomens.ru
- sunhome.ru
- poluby.ru