Послушай. Послушай же!

Послушай. Послушай же!

Послушай. Послушай же!

Умение слушать называют одним из наиболее важных умений для того чтобы добиться жизненного успеха.  От того, умеем ли мы слушать, во многом зависит наша жизнь – наличие друзей, семьи, карьеры. Человек может слышать, но не слушать. А что чувствует человек, которого не слушают?! Слушать – это сложно. Не все люди умеют это делать, но этому можно и нужно учиться.

Послушай. Послушай же!

Вы хороший слушатель? Умеете ли вы слушать так, чтобы другим хотелось  вам рассказать о своих проблемах или своих радостях? Вникаете ли вы обычно в то, что говорит вам собеседник? Или может быть в это время вы заняты своими мыслями  и вам хочется быстрее их высказать?

Я неслучайно задаю такое количество вопросов, потому что  от вашего умения слушать зависит  и наличие у вас друзей, и ваша карьера, и счастье вашей семьи, и успешность принятых решений… В общем, наша жизнь.  Иногда мне возражают и говорят,  что любой человек, имеющий нормальный слух, слушает, а на нашу жизнь влияет много факторов. Со вторым я, пожалуй, соглашусь, добавив, что слушание в этом списке занимает очень достойное место. а вот относительно того, что имеющий слух услышит, задам вопрос:

Слушать и слышать – одно и то же?

Конечно, нет. Слышать – это  просто процесс восприятия звуков, не вникая в содержание  информации. А вот слушать – это направленное восприятие информации, сосредоточение на ней, ее понимание и запоминание. Несмотря на то, что слушание является крайне важным процессом для установления и сохранения хороших отношений между людьми, далеко не все умеют слушать. Этому надо учиться. Давайте попробуем. Хотя бы начнем

Что испытывает человек, которого не слушают?

Вспомните ситуацию, когда вам хотелось о чем-то рассказать близкому или просто знакомому человеку, а человек он не слушал – перебивал, пытался рассказать что-то свое, высказать свою точку зрения, приводил свои примеры. Или делал вид, что слушал (согласитесь, по внешнему виду очень легко можно понять слушает другой или не слушает), а на самом деле думал о чем-то своем. Что вы испытывали – обиду, раздражение, злость?  Обычно мы испытываем отрицательные эмоции, когда нас не слушают. Если же другой делает это регулярно, то весьма вероятно, что через некоторое время отношения с этим человеком, сойдут на нет.

Чтобы слушать надо сосредоточиться

Понятно, что мы обращаем внимание на информацию, которая интересна и которая соответствует нашим физическим и психологическим потребностям. Но, чтобы быть хорошими слушателями, мы должны тренироваться сосредоточивать внимание на том, что говорят другие люди, вне зависимости от наших интересов и потребностей. Существуют три метода сознательного сосредоточения. Попробуйте их применить в общении с другими людьми, которые значимы для вас.

  • Физически и психологически подготовиться к слушанию.
    В физическом отношении люди, умеющие хорошо слушать принимают позу слушателя. Например, когда слушателю становится известно, что сейчас прозвучит важная информация, он выпрямляется, слегка подается вперед, замирает и смотрит прямо на говорящего. Он также внутренне фокусирует внимание, блокируя множество мыслей, проходящих через сознание.
  • Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего.
    В разговоре от вас требуется быть то говорящим, то слушающим настолько часто, что временами вам сложно переключаться полностью. Если вместо того чтобы слушать, вы тратите время на планирование ответа и ждете возможности вставить слово, эффективность вашего слушания резко падает. В споре, особенно в горячем, остановитесь и проверьте себя – не готовите ли вы фразу, вместо того чтобы слушать?
  • Выслушать, прежде чем реагировать.
    Слишком часто мы прекращаем слушать, прежде чем человек закончит говорить, потому что мы «знаем», что он намерен сказать, хотя наше «знание» – не более чем предположение. В соответствии с этим заведите привычку всегда давать возможность людям высказать свои мысли, прежде чем вы прекратите слушать или ответите.

Чтобы слушать, надо понимать

Иногда мы не понимаем собеседника, потому,  что он использует незнакомые нам слова или нечетко формулирует мысль. Понимание того, что хотел сказать человек, требует активного слушания, использования особых техник проверки вашего понимания, включая вчувствование  в его переживания, уточнение ( задавание вопросов), изложение сути сообщения.

  • Почувствуй  состояние другого
    Для того, чтобы  повысить эффективность общения, нужно приложить дополнительные усилия, развить способность к чувствованию состояния  другого. Это может показаться банальным, но первый шаг, который необходимо сделать для этого  — потратить время и усилия на то, чтобы проявить уважение к говорящим. Уважение означает, что человек  внимателен и серьезен  к тому, что говорят другие, и к чувствам, стоящим за этим.  Способность чувствовать другого  зависит также от того, насколько вы наблюдательны в отношении поведения других и насколько четко вы «читаете» несловесные  сигналы, посылаемые ими. Чтобы усовершенствовать ваши навыки наблюдателя, попробуйте следующее. Когда другой человек начинает с вами разговор, заведите привычку мысленно задавать себе два вопроса:
    1. Какие эмоции, по моему мнению, испытывает этот человек в данный момент?
    2. Что в его поведении наводит меня на такой вывод?
  • Задай вопросы
    Активные слушатели должны стремиться задавать вопросы с целью получения информации, необходимой для понимания собеседника.  Хотя вы, вероятно, задавали вопросы столько, сколько себя помните, вы можете заметить, что временами ваши вопросы или не приносили желаемой вам информации, или раздражали, смущали. Можно повысить эффективность наших вопросов и снизить негативные реакции на них, если придерживаться следующих рекомендаций:
    1. Определите, какого рода информация необходима вам для лучшего понимания собеседника — дополнительная информация о деталях, о значении используемых слов, о чувствах собеседника. Об этом и задавайте вопросы.
    2. Задавайте вопросы в форме законченных предложений. Вопросы из одного–двух слов, могут  быть восприняты  как резкость, особенно если наш собеседник переполнен эмоциями. Задавая развернутые вопросы, мы показываем собеседнику, что он услышан.
    3. Следите за тем, выражает ли ваше невербальное поведение неподдельный интерес и заботу. Задавайте вопросы искренним тоном. Нельзя говорить так, чтобы тон мог быть воспринят как утомленный, саркастический, язвительный, высокомерный, поучающий или оценивающий. Помните, что манера говорить может быть даже важнее, чем слова, которые мы используем.
  • Повтори  суть сообщения
    Активные слушатели не только учатся спрашивать, но и постигают искусство изложения сути сообщения. Изложение может касаться содержания сообщения , например, «Как я понял, вы говорите о…»,  или чувств собеседника, например, «Я представляю, как вас это огорчает». Для того, чтобы сделать это эффективно нужно:
    1. Внимательно выслушать собеседника.
    2. Обратить внимание, какие образы и чувства породили у вас его реплики.
    3. Определить, что означает для вас сказанное.
    4. Сконструировать фразу, передающую эти образы или чувства.

Заканчивая эту тему, хочу сказать:  знать – не значит уметь. Действуйте!
Пробуйте, тренируйтесь  слушать,  и я уверена, что решатся многие проблемы, которые волнуют и мешают жить.

Литература:

  1. Джон Максвелл, Лес Пэррот «25 способов завоевать расположение людей»
  2. Атватер И. «Я вас слушаю…»
  3. Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
  4. Питер Томсон «Самоучитель общения»
  5. http://constructorus.ru

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.