За всю жизнь человек в среднем сдает порядка 100 экзаменов. Одни люди достаточно легко и успешно проходят эти испытания, а другие справляются с трудом. В чем же секреты успешной сдачи экзаменов?
Как правильно организовать свое рабочее место?
Чтобы правильно организовать рабочее место нужно подготовить место для занятий.
Убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер рабочего места комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. Не должно быть отвлекающих элементов: включенного телевизора, телефона и др.
Как успеть выучить весь материал?
Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Составь план работы, распредели общее количество материала по дням подготовки, обязательно оставив время на повторение.
- Необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
- Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
- Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
- Не слоняйтесь без дела. Займите себя чем-нибудь, когда готовитесь к экзамену. Это не оставит вам времени на пустые страхи. Можно заняться спортом, танцами, рисованием или кулинарией. Все это — отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе.
Какие приемы работы с материалом лучше?
Существуют разные приемы работы с материалом.
1. Самое главное понять материал, разобраться в нем. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого изложения материала.
2. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п.
3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз —утром.
4. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию.
5.Используй разные приемы запоминания — зрительно, на слух, письменно.
Можно ли пользоваться шпаргалками?
Как в любом явлении, так и в написании шпаргалок есть положительные и отрицательные стороны. Что такое шпаргалка?
Правильно написанная шпаргалка – это не дословная передача материала, а краткое изложение основных мыслей, логично построенный конспект.
С этой точки зрения, тот, кто пишет шпаргалку, проделывает очень важную работу: осмысливает материал и кратко передает. При этом активно работают разные виды запоминания: двигательное, зрительное и др. Если перед экзаменом нужно вспомнить, охватить много материала, то, опираясь на написанные конспекты, это можно сделать эффективно. Поэтому писать шпаргалки таким образом можно и полезно.
Какие же отрицательные стороны? А вот пользоваться шпаргалками на экзамене нельзя! Приведу несколько примеров.
- За использование шпаргалки на выпускном экзамене школьнику оценка была снижена на один балл, несмотря на хорошо отвеченные дополнительные вопросы.
- Один школьник дал попользоваться своей шпаргалкой другому, после экзамена сверили подчерки на сданных работах и найденных шпаргалках в столе, в результате школьника не аттестовали по предмету, пришлось сдавать на следующий год.
- У комиссии есть право отказать в сдаче экзамена, если заметили пользование шпаргалкой.
Как лучше запомнить?
Чтобы лучше запомнить материал можно применять несколько простых правил:
- стараться чередовать разный материал (история – физика, а не история – литература);
- обязательно должны быть двигательные перерывы (прогулка, физические упражнения);
- важную информацию лучше запоминать утром, самую важную – перед сном;
- избегайте отвлечений во время работы (телефон, телевизор, кто-то позвал).
В укреплении своей памяти хорошо могут помочь разнообразные игры.
Игра в числа: чтобы запомнить какое-то число, например: номер телефона, номер машины можно найти ассоциации, с чем связаны отдельные числа этого телефона (257225 – 25 номер школы, 7+2=9 мое любимое число, 25 снова номер школы).
Игра в образ: внимательно рассмотреть любой предмет, запомнить все детали. Закрыть глаза – и попытаться вспомнить. Открыть и проверить, все ли так.
Игра «Найди одинаковое»: найти в комнате все предметы красные, круглые, на следующий день еще раз, постараться найти больше; упражнение помогает развить внимание, помогает концентрироваться, что помогает работе памяти.
Игра «Список»: в любой бытовой ситуации, когда есть выбор между записать и запомнить (список в магазин, список дел), старайтесь запоминать. После проверять, все ли купили, выполнили? Тогда изо дня в день память будет становиться лучше.
Игра «Вспомни прошлое»: перед сном вспомнить всю последовательность событий прошедшего дня. Помогает развитию механической памяти.
Игра «Нелепые истории»: сочинить историю, опираясь на ряд любых слов.